Какой коэффициент страховки ОСАГО

Тарифы и коэффициенты полиса ОСАГО

Какой коэффициент страховки ОСАГО

» Автострахование » ОСАГО

Цена полиса ОСАГО складывается из тарифов и коэффициентов, законодательно установленных государством. Никакие страховые компании не могут завысить или уменьшить стоимость страховки.

Законодательно запрещены любые скидки во время покупки полиса.

Таким образом, стоимость ОСАГО и любые ограничения по выплатам регулируются только государством.

Это необходимо для установления низкой стоимости страховки и гарантированных выплат при наступлении ДТП.

Максимальная сумма выплаты составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

Без полиса ОСАГО ни один водитель не может ездить на автомобиле (за это можно схлопотать штраф), не может поставить авто на учёт в ГИБДД. Полис должен быть всегда при себе, вместе с водительским удостоверением.

Любой водитель, садящийся за руль автомашины, должен быть вписан в полис или в полисе должна стоять отметка, что число водителей не ограничено.

По какой формуле рассчитывается ОСАГО?

Формула ОСАГО – это базовый страховой тариф, который умножается на различные коэффициенты. Сам базовый тариф, а также коэффициенты зависят от довольно многочисленных факторов.

Зная текущие тарифы ОСАГО, их структуру, повышающие и понижающие коэффициенты и их порядок применения, всегда можно самостоятельно рассчитать полис или хотя бы понять, из чего складывается та или иная сумма, озвученная страховщиком или появившаяся на онлайн-калькуляторе.

Сейчас страховые тарифы ОСАГО не такие сложные, как несколько лет назад, поэтому сумму можно высчитать буквально за несколько минут.

Обычная полная формула для расчета стоимости полиса выглядит так:

П = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП,

где

  • ТБ — Базовый тариф;
  • КТ — Территориальный коэффициент;
  • КБМ — Коэффициент бонус-малус;
  • КВС — Коэффициент возраст-стаж;
  • КО — Ограничивающий коэффициент;
  • КМ — Коэффициент мощности двигателя;
  • КС — Коэффициент сезонности;
  • КН — Коэффициент нарушений;
  • КП — Коэффициент срока страхования.

Далее в статье мы подробно рассмотрим каждую составляющую этой формулы.

Дороже всего покупка полиса обойдется молодым водителям, любящим мощные авто, живущим в крупных городах.

Дешевле – опытным водителям со стажем безаварийного вождения больше 10 лет, проживающим в убыточных регионах.

Базовый тариф (ТБ)

Стоимость полиса ОСАГО неодинакова для разных регионов и автомашин и зависит от тарифов и коэффициентов.

Базовые тарифы обязательны для всех регионов России и зависят от типа транспортного средства. Никакая страховая компания не может изменить этот тариф.

Мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, трамвай, троллейбусы, трактора – каждый вид транспорта в зависимости от тоннажа, количества пассажирских мест имеет свой стандартный тариф.

Для легковых автомобилей категории В тариф различается по принадлежности физлицу или юридическому лицу.

Так, обычный легковой автомобиль, принадлежащий конкретному автовладельцу, будет рассчитан по базовому тарифу 1980 руб.

Такой же автомобиль, но принадлежащий ООО, уже будет рассчитываться от 2375 руб.

Этот же автомобиль, но эксплуатирующийся в качестве такси, рассчитывается от тарифа 2965 руб.

Базовый тариф не изменялся с 2004 года.

Хотите узнать, как оформляется диагностическая карта, необходимая для получения ОСАГО?

Или почитайте в ЭТОЙ статье о правилах оформления ОСАГО.

Территориальный коэффициент (КТ)

Цена страховки ОСАГО меняется по регионам. Этот коэффициент может серьезно повлиять на окончательный расчет. Он варьируется от 1,5 до 2 и зависит от территории преимущественного использования транспортного средства.

Для частного автовладельца — это место регистрации, для юрлиц – место юридической регистрации организации.

Наиболее высокий коэффициент в городах-мегаполисах с активным движением, где наиболее высокая концентрация ДТП.

Например, по Москве, Казани, Перми, Якутску, Челябинску этот коэффициент соответствует 2, а по Московской области 1,7. В Санкт-Петербурге территориальный коэффициент 1,8, а в Ленинградской области 1,6.

В ближайшем будущем планируется изменение территориальных коэффициентов, и вполне возможно, что они поднимутся для убыточных по ОСАГО регионов до 2,5.

Так, в Мурманске тариф, возможно, поднимется до 2,5, в Челябинске и в Иваново до 2,4, в Москве скорее всего останется без изменений.

Так как для мощных автомобилей определяются высокие ставки, которые еще и увеличиваются от регистрации в городе, то весьма существенной экономией для автовладельца может стать оформление автомобиля, особенно грузовика или внедорожника, на родственника, проживающего в области.

Для малых городов рассчитывается невысокий территориальный коэффициент ОСАГО, что значительно снижает стоимость страхового полиса.

Сейчас составлены специальные таблицы коэффициентов территории ОСАГО, по которым можно узнать размеры корректировок для вашего региона.

Коэффициент бонус-малус (КБМ)

Коэффициент бонус-малус, или скидка за долгую безаварийную езду, существенно влияет на стоимость полиса. Коэффициент бонус-малус (по-другому – класс) присваивается на основании наличия/отсутствия выплат по предыдущему полису ОСАГО.

Коэффициент «бонус малус» присваивается конкретному водителю, а не автомобилю, поэтому замена автомобиля или страховой компании роли в изменении класса не играет.

Класс повышается или понижается только по прошествии полного года со времени заключения предыдущего полиса.

Скидка рассчитывается на основании предыдущих полисов, которые закончились не раньше чем за год до оформления нового.

Скидка сохраняется и при смене страховой компании, однако здесь необходимо, чтобы перерыв был не больше года, в противном случае автовладелец получает базовый 3 класс.

Если водитель за этот год стал виновником аварии, то применяется повышающий коэффициент. После ДТП новый полис ОСАГО подорожает для него на 50%.

За каждый год, который водитель проездил без ДТП, произошедших по его вине, при оформлении следующего полиса он получает 5%-ную скидку.

Если договор оформляется впервые, то водитель получает третий класс с коэффициентом 1. Значит, 3 года безаварийной езды поощряются 15 % скидки. Максимальная скидка КБМ соответствует 50 % за 10 лет безаварийной езды.

Но, если в ОСАГО вписаны несколько водителей, имеющих право на управление ТС, и один из них, например, имеет наименьшую скидку в 5% (отец вписывает сына, который недавно водит авто), то КБМ рассчитывается по самой минимальной скидке.

Поэтому аккуратным водителям, имеющим большой стаж, не совсем выгодно вписывать в полис ОСАГО водителей с низким коэффициентом КБМ.

От КБМ зависит класс водителя. Для этого существует специальная таблица.

Если у автовладельца раньше был 5 класс (КБМ = 0,9) и по его вине происходит ДТП, то в следующем году он может рассчитывать только на третий класс с КБМ, соответствующим единице.

Если же он и этот год проездил безаварийно, то его ожидает более высокий 6-ой класс.

Чтобы автовладелец не скрыл от страховщика свою страховую историю (за что, кстати, полагается штраф), с 1 января 2013 года при выписке полиса ОСАГО страховщик делает обязательный запрос КБМ из базы АИС РСА (Российский союз автостраховщиков).

База РСА постоянно растет и охватывает уже довольно большой круг водителей. Система включает около 100 миллионов договоров, которые заключались за последние 2 года.

Каждый страховщик в течение пятнадцати дней после заключения договора обязательно передает о нем информацию в базу РСА.

Коэффициент возраст-стаж (КВС)

Ограничений по максимальному возрасту не существует. Но чем больше возраст и чем больше стаж, тем ниже этот коэффициент при оформлении ОСАГО.

Например, начинающий водитель до 22 лет со стажем вождения до трех лет имеет довольно высокую вероятность попасть в ДТП, поэтому его КВС будет равен 1,8.

Здесь существуют две барьерные цифры: возраст до 22 лет (включительно) и стаж вождения до трех лет. Стаж вождения рассчитывается от даты получения прав.

Поэтому, чем раньше получены права водителем, тем больше будет его стаж к моменту оформлению первого полиса.

Если в полисе вы указываете конкретное число водителей, допущенных к управлению, то к расчету стоимости полиса принимается наиболее высокий коэффициент.

Причем, если кто-то из водителей слишком молод или имеет небольшой стаж вождения, стоимость страховки сильно возрастает. Если же круг лиц, допущенных к управлению, не ограничен, то коэффициент будет равен единице.

Ограничивающий коэффициент (КО)

Этот коэффициент имеет два значения. Если на автомобиле будут ездить, кроме вас, жена, дочь, сын, зять и т.п., то можно вписать в страховку до пяти человек и стоимость страховки от этого не изменится. При этом все они вносятся в полис поименно.

Если вы не знаете, кто может очутиться за рулем вашего авто, и допускаете такую возможность, коэффициент в таком случае возрастет до значения 1,8.
Необходимо отметить взаимосвязь этого коэффициента с предыдущим.

Хотите узнать, зачем нужна расширенная страховка ОСАГО, и как её оформить?

Или почитайте в ЭТОЙ статье о том, что делать при отказе страховой компании в выплате.

А здесь вы узнаете, какие документы нужны для прохождения техосмотра: //auto/a-info/dokumenty-dlya-tekhosmotra.html

Коэффициент мощности двигателя авто (КМ)

Мощность автомобиля можно узнать в ПТС или в свидетельстве о регистрации. При расчете ОСАГО этот коэффициент подбирается в зависимости от мощности, указанной в лошадиных силах.

Если мощность указана в киловаттах, то производится перерасчет исходя из соответствия: 1кВт=1,35962л.с.

Здесь все просто: чем выше мощность, тем больше коэффициент.

Коэффициент сезонности (КС)

Довольно большое число автолюбителей водят автомобиль сезонно – только в теплое время года. К ним относятся люди, эксплуатирующие своего железного коня в дачный сезон и консервирующие авто на зиму. Сюда же можно отнести случаи многомесячных командировок.

Многие из них не хотят переплачивать ОСАГО за время, когда они не водят автомобиль, и оформляют т. н. сезонный полис.

Законодатель дает возможность оформить полис на любой срок от трех месяцев. Хоть на 4 месяца, хоть на 8.

Основной коэффициент, единица, начинает рассчитываться от срока в десять месяцев. При расчете более короткого ОСАГО есть небольшая экономия.

Коэффициент нарушений (КН)

Коэффициент нарушений 1,5 применяется в случаях, оговоренных законом.

Это так называемые грубые нарушения:

  • сообщение заведомо ложных сведений;
  • умышленное содействие наступлению ДТП;
  • вождение в состоянии опьянения;
  • оставление места ДТП;
  • нахождение за рулем водителя, не вписанного в полис ОСАГО.

Все случаи описаны в ФЗ «Об обязательном страховании».

Однако есть возможность обнулить свою страховую историю, скрыть которую уже не удастся простой сменой страховой компании.

По закону страховая история ведется на водителя, который управляет машиной, и обнуляется, если в течение года водитель не вписан ни в какой полис ОСАГО.

Поэтому, если водитель — не собственник автомобиля, можно попросить собственника заключить договор без указания конкретных лиц, допущенных к управлению.

В этом случае водитель будет водить машину и не будет вписан в ОСАГО. А через год его история обнулится.

Если же водитель – собственник, в этом случае либо придется действовать по букве закона, либо переписать авто на родственника, а самому ездить по доверенности.

Коэффициент срока страхования ОСАГО (КП)

Этот коэффициент варьируется от показателя 0,2 до 1 и применяется лишь в некоторых случаях, например при движении ТС транзитом или для иностранцев.

Вот собственно и все. Как видите, ничего сложного в расчете стоимости полиса ОСАГО нет.

сюжет о возможном подорожании ОСАГО

Источник: https://StrahovkuNado.ru/auto/osago/tarify-i-koehfficienty.html

Коэффициенты ОСАГО: какие применяются при расчете страховки

Какой коэффициент страховки ОСАГО

Законодательство позволяет страховщикам при определении цены полиса учитывать различные параметры, включая репутацию водителя и состояние авто. Эти данные и есть коэффициенты. Так, применяющиеся в ОСАГО коэффициенты — это территориальный, мощности и многие другие, которые в своей совокупности в итоге определяют цену страховки для конкретного автовладельца.

Какие существуют коэффициенты ОСАГО

Для того чтобы определить стоимость обязательного для собственника авто страхового полиса, необходимо учесть помимо базового тарифа ещё и ряд коэффициентов. Их перемножают вместе с тарифом и получают окончательную цену.

К основным коэффициентам относятся:

  • территориальный (КТ) либо коэффициент ОСАГО по регионам;
  • бонус-малус (КБМ);
  • возраста и стажа (КВС);
  • количества водителей (КО);
  • мощности (КМ);
  • сезонности (КС);
  • нарушений (КН);
  • срока (КП).

Базовый тариф установлен на региональном уровне в заданном государством коридоре.

Как их используют в расчёте

Как было сказано выше, для определения окончательной стоимости автогражданки все перечисленные коэффициенты перемножают с базовым тарифом.

Они могут быть как повышающими, так и понижающими. Некоторые из них равны единице и никак не влияют на цену. Например, КБМ для новичка.

Коэффициент ОСАГО, рассчитанный по регионам, отличается не только в зависимости от субъектов федерации, но и от одного населённого пункта к другому, если речь о больших городах. Некоторые показатели требуют использования специальных сложных формул. Так, они нужны при расчёте КМ и коэффициента зависимости от сферы применения.

Что такое КТ

В РФ на законодательном уровне установлен и действует территориальный коэффициент ОСАГО, задача его состоит в том, чтобы при страховании учесть особенности автодорожной ситуации в какой-либо местности, его население и аварийность. Такой коэффициент является обязательным, может быть как повышающим, так и понижающим (меньше 1).

Повышающие значения установлены для тех населённых пунктов, где сложилась особенно опасная ситуация с движением на дороге. Происходит много аварий, а количество авто слишком высоко. К местам, где он достигает максимального значения, равного 2, относятся все крупнейшие города — Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Новосибирск.

Для некоторых регионов этот коэффициент очень низок и равен 0,6 (например, Чукотка). Это даёт возможность снизить стоимость страховки на 40%.

Устанавливает значения этого параметра Банк России в специальном указании. В данный момент перечень КТ для различных регионов можно найти в Указании № 3384-У.

При приобретении полиса учитывается:

  1. Место регистрации собственника авто, являющегося физическим лицом.
  2. Место регистрации юридического лица.

Если транспортное средство в большинстве случаев используется в ином регионе, то территориальный коэффициент будет зависеть лишь от места регистрации.

Что такое коэффициент мощности авто

Правила определяют, что большое значение играет также коэффициент мощности авто в ОСАГО. В одинаковой мере он может как удешевить страховку, так и повысить её стоимость более, чем в полтора раза.

Водителю авто с мощным двигателем стоит учесть, что за страховку ему придётся заплатить больше, чем собственнику ТС с двигателем мощностью менее 50 лошадиных сил.

В целом действующий перечень коэффициентов выглядит так:

  • авто с двигателем, мощность до 50 л. с. включительно — 0,6;
  • до 70 л. с. включительно — 1;
  • до 100 л. с. включительно — 1,1;
  • до 120 л. с. включительно — 1,2;
  • до 150 л. с. включительно — 1,4;
  • свыше 150 л. с. — 1,6.

Стоимость страховки для самого маломощного и самого мощного авто будет отличаться в 2 раза. Это связано с тем, что мощные машины более аварийноопасные и сложные в управлении.

Узнать мощность двигателя довольно легко — необходимо заглянуть в техпаспорт. Правда, она может быть указана в киловаттах. В таком случае учитывают, что 1 кВт равен 1,35962 лошадиных сил.

Если по каким-то причинам мощность агрегата не указана в ПТС, можно обратиться к специализированным справочникам или его производителю. Необходимо лишь точно знать модель.

Как влияют стаж водителя и его возраст

Ещё большее значение для определения стоимости страховки имеет водительский стаж того, на кого она оформляется. А поскольку обычно годы стажа напрямую зависят от возраста водителя, то учитывается и он.

При определении значений коэффициентов исходили из того, что чем моложе водитель и чем меньше его стаж — тем большая опасность у него попасть в ДТП. Просто по неопытности. Поэтому страховка такому собственнику ТС обойдётся значительно — минимально он равен единице.

На сегодняшней день установлены такие значения для водителей разных возраста и опытности:

  1. При возрасте до 22 лет и стаже до 3 лет включительно — 1,8.
  2. Старше 22 лет при стаже до 3 лет включительно — 1,7.
  3. До 22 лет при стаже больше 3 лет — 1,6.
  4. Старше 22 лет и при стаже больше 3 лет — 1.

Как видно из этого перечня, преимущества водителей, которым выполнилось больше 22 лет, с хорошим стажем по сравнению с теми, кто не может этим похвастать, очень велики. ОСАГО им обойдётся на 60% дешевле, чем даже немолодым собственникам авто с маленьким опытом вождения.

Существует также зависимость стоимости полиса от количества водителей, на которых он открыт. Если он оформляется как «открытый» (количество водителей не ограничено), то применяется повышающий коэффициент, который равен 1,7.

Как влияет ДТП

Было бы странно, если страховщики не учитывали показатель аварийности водителя, с которым заключается договор об ОСАГО. Поскольку законодательство требует, чтобы полис оформлялся ежегодно, это позволяет выводить специальный коэффициент, зависящий от категории вождения и числа ДТП с участием страхователя.

Такой коэффициент носит название «бонус-малус». Он может быть как понижающим, так и повышающим. Во многих случаях именно он является тем основным фактором, который существенно влияет на окончательную стоимость полиса.

Как на коэффициенты влияет износ машины

Поскольку страхование является обязательным для всех владельцев авто в России, то страховщики вынуждены оформлять полисы и на очень старые или изношенные ТС. Но сам по себе фактор износа деталей не влияет на стоимость страхового полиса — он влияет на размер страховых выплат.

Коэффициент износа деталей имеет своё максимальное значение — 50%. Это максимум, на который может быть уменьшена сумма страховой выплаты. При этом стоит помнить, что применяется он лишь к тем агрегатам авто, которые не ремонтируются, а должны быть заменены.

На показатель износа в первую очередь влияют возраст транспортного средства, пробег и мощность двигателя. В среднем ежегодно детали машины изнашиваются на 8-15%.

Как же это работает? Для примера возьмём авто, на котором в результате ДТП серьёзно повредился бампер. Стоимость нового составляет 10 тыс. рублей. При этом ТС проездило на дорогах уже 3 года и износ детали составил 30%. В результате владелец получит 7 тыс. рублей компенсации, рассчитанных по формуле:

10000-10000/100*30=7000.

Страховщики при расчёте показателя износа используют утверждённую контролирующими органами Единую методику. Используемая формула выглядит так:

Ики = 100*(1-е-(∆Т*Тки+∆L*Lки)), где:

  • Ики — износ в процентах;
  • е — основание натуральных логарифмов (примерно равно 2,72);
  • ∆Т — коэффициент учёта возраста;
  • Тки — возраст детали в годах;
  • ∆L — коэффициент влияния пробега;
  • Lки — показатель пробега с заменяемой деталью.

Коэффициенты, обозначенные в формуле значком «дельта», установлены Правительством РФ в приложении к его Постановлению №361 от 24 мая 2010 г.

На самом деле особого смысла владельцу авто рассчитывать показатели износа вручную сегодня нет. Сегодня расчёт можно осуществить автоматически на сайте Российского союза автостраховщиков. Для этого в поля специального калькулятора необходимо внести данные:

  1. Регион, где зарегистрирована машина.
  2. Марка.
  3. Номер детали, которую надо заменить.
  4. Дата аварии.

Помимо коэффициента износа, на сайте РСА считают и стоимость работ по замене и ремонту агрегатов и узлов транспортного средства.

В зависимости от наличия нарушений

Законодательство разрешает страховым компаниям повышать стоимость полиса тем водителям, в страховой истории которых есть сведения о грубых нарушениях условий договора. В расчёт принимаются сведения за прошедший год. Касается это лишь тех автособственников, которые оформляют страховку с ограниченным кругом лиц. На «открытый» полис это не распространяется.

Перечень грубых нарушений, которые могут повлечь за собой установление повышающего коэффициента, не так уж велик.

Он включает в себя как обман страховой компании, так и крайне опасное поведение на дороге:

  • предоставление заведомо ложных сведений как о собственнике или водителе авто, так и о причинах ДТП;
  • умышленные действия, которые привели к созданию аварийной ситуации;
  • опьянение, будь то алкогольное или наркотическое, у водителя, попавшего в аварию;
  • завышение последствий ДТП, которые могут привести к увеличению суммы выплат по страховке;
  • отсутствие у водителя, попавшего в аварию, при себе удостоверения на права;
  • если машиной управлял человек, который не вписан в полис;
  • если управлявший машиной человек самочинно оставил место происшествия;
  • если машина попала в ДТП в то время, в которое не действовала страховка.

Во всех вышеуказанных случаях компания-страховщик имеет право применить коэффициент, равный 1,5, увеличив стоимость полиса на 50%.

Для тех же водителей, которые не были замечены ни в одном из указанных нарушений, за прошедший перед оформлением страховки год, применяют коэффициент равный единице. Это значит, что уменьшающего влияния на цену отсутствие нарушений не имеет.

Сфера применения транспорта

Цена автогражданки зависит не только от того, как владелец ездит на своём транспортном средстве или каково его общее состояние, но и того, с какими целями его используют. Так, повышающий коэффициент применяют при оформлении полисов для практически всех авто с прицепом.

Сам коэффициент может быть разным:

  1. Прицепы и легковушки, которые принадлежат юрлицам, мотоциклам и мотороллерам, — 1,16.
  2. Прицепы к грузовикам до 16 тонн включительно, прицепы-роспуски и полуприцепы — 1,4.
  3. Прицепы к грузовикам свыше 16 тонн — 1,25.
  4. Прицепы к тракторам и другим самоходным машинам на колёсах — 1,24.

Ко всем остальным прицепам применяется коэффициент равный 1. Как можно заметить из этого перечня, в случае с легковыми машинами ожидать повышения цены полиса стоит юридическим лицам.

Но техника с прицепами — далеко не единственный тип специализированных авто, к страхованию которых подходят особо. Специальные формулы существуют для транспортных средств различных категорий, включая категорию ВЕ, к которой относится такси.

Итоговый показатель будет отличаться в зависимости от того, владеет ТС физическое лицо (включая индивидуальных предпринимателей) или юридическое.

Сезонность

Нередко владельцы автомобилей пользуются своими «железными конями» лишь в определённое время года. Например, для летней езды на дачу или к родственникам в другой населённый пункт. Действующее законодательство разрешает оформить страховку на срок меньший, чем год. Минимально — 3 месяца.

Такая страховка обойдётся дешевле, поскольку для определения её цены используются коэффициенты, всегда работающие как понижающие. Выглядит это так:

  • полис на 3 месяца — 0,4;
  • на 4 месяца — 0,5;
  • на 5 месяцев — 0,6;
  • на 6 месяцев — 0,7;
  • на 7 месяцев — 0,8;
  • на 8 месяцев — 0,9;
  • на 9 месяцев — 0,95;
  • на 10-12 месяцев — 1.

Стоимость автогражданки, оформляемой на 3 летних месяца, таким образом, будет дешевле, чем, если её стандартно брать на год.

Пользоваться правом укороченного страхования стоит и в тех случаях, если намечается длительный период лечения или командировка, не предусматривающая пользование собственной машиной.

Бонус-малус

КБМ является важнейшим показателем для определения стоимости страховки. Его цель в том, чтобы страховщику дать инструмент, позволяющий учитывать в расчётах репутацию водителя.

Для того чтобы определить свою величину данного коэффициента, необходимо обратиться к специальной таблице, где указаны как классы водителей, так величина КБМ и параметры, от которых они зависят.

В 2018 г. были введены некоторые новшества, касающиеся начисления КБМ. Наиболее неблагоприятным классом стал не первый, а «М». Именно в него теперь переходят те владельцы ТС, которым за год выплачивали страховые суммы от четырёх раз. Показатель коэффициента для этого класса составляет 2,45. Убыточный класс отменяется в течение двух лет.

Водители, оформляющие ОСАГО впервые, получают класс «1», который подразумевает КБМ, равный единице. За каждый безаварийный год они продвигаются на класс выше и получают скидку, равную 0,5%. Максимально можно получить снижение цены на 50% (для класса «13»).

КБМ в случае «открытых» полисов рассчитывается исходя из класса владельца авто. Если речь идёт о полисе с ограничениями, то тогда учитывают того из водителей, у кого показатели наихудшие.

Коэффициенты являются основным фактором, влияющим на стоимость обязательного страхования ответственности автовладельцев. Существует достаточно большое их число — территориальный, мощности, стажа и пр. Они учитывают возраст водителя, опыт, а также регион, где зарегистрирована машина.

Одним из важнейших является КБМ, который позволяет как в разы снизить стоимость страховки для аккуратных водителей, так и повысить её для тех, у кого плохая репутация.

Источник: https://avtoved.com/strahovanie/osago/koeffitsienty

Формула расчета ОСАГО

Какой коэффициент страховки ОСАГО

Каждый человек, у которого есть свой транспорт, обязательно должен оформить страховой полис ОСАГО. Есть много страховых организаций, которые с удовольствием помогут в выполнении этой задачи. Многим водителям интересна итоговая стоимость, какая формула расчета ОСАГО и возможно ли сэкономить на полисе. Статья подробно рассматривает ответы на эти вопросы.

Каким образом определяется величина страховки?

Ещё в 2014-2015 годах многие люди обратили внимание, что цена автомобилей бывает разная. В конце 2014 определили понятие «страховой коридор», благодаря которому страховые компании манипулировали ценами и конкурировали. А как же страховка рассчитывается в наше время?

Российскими законами определена общая система расчёта страховых тарифов. Так, например, везде применяется единый базовый расчёт для тарифов ОСАГО. Но, кроме него, на общую стоимость полиса влияют и другие факторы:

  1. Категория транспорта и его тип. То есть является ли транспорт легковым или грузовым, владеет ли им физическое или юридическое лицо. Всем типам и категориям соответствует их коэффициент — одни транспортные средства оказываются в ДТП чаще, чем другие.
  2. Территория. Если город большой и населённый, то вероятность аварии больше, чем в маленьком. Стоимость страховки определяется территориальной привязкой, так что во всех регионах назначается свой тариф, который предусматривает закон об ОСАГО.
  3. Опыт управления транспортными средствами. Разумеется, что умеющий водить человек попадёт в аварию с намного меньшей вероятностью. Немаловажен тут и возраст шофёра.

Как второстепенные показатели стоит отметить следующие:

  • Технические данные транспортного средства;
  • Время его страхования;
  • Были ли аварии раньше и если да, то кто был виновной стороной.

Осаго формула расчёта, верная расшифровка всех коэффициентов

Цена полиса и все ограничения по тем или иным тарифам регулируются на государственном уровне.

При знании конечной формулы расчёта тарифа на ОСАГО нетрудно лично рассчитать стоимость полиса. С учётом каждого момента и ситуации можно уменьшить стоимость страховки и значительно сэкономить.

Формулы следующие

Для физ. лиц и индивидуальных предпринимателей: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.

Для юридических лиц: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН умножить на Кпр. КО равняется 1.87.

Расшифровка сокращений выше следующая:

Т — общая стоимость страховки;

ТБ — базовый тариф, в котором значение соответствует какому-либо типу ТС (см. ниже Таблицу 1).

КТ — коэффициент для территории, где рассматриваемый транспорт прошёл регистрацию;

КБМ — а это т. н. Бонус-Малус (то есть имели ли место ситуации страховых выплат во время действия бывших ранее договоров с ОСАГО. Попросту, если человек долго ездил без аварий, то в случае, если авария всё-таки произойдёт, ему заплатят значительно больше);

КВС —  определяет возраст водителя и его стаж (см. ниже Таблицу 2).

КО — коэффициент данных о количестве водителей, имеющих право управлять этим транспортом (см. ниже Таблицу 3).

КМ — коэффициент мощности двигателя транпорта (а это смотреть в Таблице 4).

КС — коэффициент периода пользования транспортом (Таблица 5).

КНкоэффициент наличия нарушений, который предусматривается пунктом 3 статьи 9 ФЗ об ОСАГО (6 Таблица).

Информация о базовом тарифе

Коэффициент на базовый тариф остаётся неизменным во всех областях и регионах. Величина тарифа определяется характеристиками транспорта, такими, как:

  • Его грузоподъёмность;
  • Вместимость пассажиров.

Благодаря этому у всякого транспорта есть базовый тариф, который не может меняться по желанию страховых компаний.

Территориальный тариф

Этот тариф определяется принадлежностью транспортного средства к тому или иному региону страны. Его показатели сильно зависят от размера населённого пункта:

  • Если речь про крупный город (миллион жителей и больше) — тариф высокий;
  • Если мелкий город меньше 1 млн. жителей — он ниже.

Например, в Санкт-Петербурге коэффициент равняется 2, а в Ленинградской области всего 1.7.

Бонус-Малус

Такой тариф позволяет получить скидку, если вы достаточно долго не попадали в аварии. Следует помнить, что такой бонус присваивают лишь шофёру, а на транспортное средство он ни при каких обстоятельствах не рассчитывается.

Возраст — опыт

Здесь коэффициент определяется так:

  • Максимальный возраст — без ограничений;
  • Если большой возраст и долгий стаж — то КВС снижается.

Ограничение

КО считается по количеству шофёров, которые заносятся в договор: или ограниченный полис (тогда заносится до пяти человек), или же неограниченный.

Периодичность

Нередко люди оформляют ОСАГО лишь на время пользования своим транспортом. Для их удобства используется сезонный полис, который и предусматривает минимальный срок на время действия страховки.

Таблица 1. ТБ по категории ТС

Категория ТС

Тариф, руб.

Min

Max

Мотоциклы, мопеды, транспорт категории «А», «М»

694

1407

Легковой транспорт  физ. лиц, категория «В» и «ВЕ»

2 746

4 942

Легковой транспорт  юр. лиц, категория «В» и «ВЕ»

2 058

2 911

Легковой транспорт категория «В» и «ВЕ», который используется в качестве такси

4 110

7 399

Грузовой транспорт, категория «С», массой до 16 тонн

2 807

5 053

Грузовой транспорт, категория «С», массой более 16 тонн

4 227

7 609

Автобус, категория «D», «DE» с числом  пассажирских мест до 16

2 246

4 044

Автобус, категория «D», «DE» с числом пассажирских мест более 16

2 807

5 053

Автобус, категория «D», «DE», которые используются как такси или с целью перевозки людей

4 110

7 399

Троллейбусы

2 246

4 044

Трамваи

1 401

2 521

Трактора и иная самоходно дорожно-строительная техника

899

1 895

Таблица 2. КВС – соотношение возраста и опыта шофёра

количество

лет

Стаж

0

1

2

3-4

5-6

7-9

10-14

Больше 14

 16 -21

1,87

1,66

 22 -24

1,77

1,04

 25 -29

1,77

1,69

1,63

1,01

 30 -34

1,63

0,96

 35 -39

0,99

0,96

 40 -49

0,96

50-59

Более 59

1,6

Таблица 3. КО – лица, допускающиеся к вождению ТС

Количество лиц, допускающихся к управлению ТСКоэффициент
Если количество людей, управляющих транспортом, ограничено1
Если какие-либо ограничения на число людей, которые могли управлять машиной, отсутствуют1.8

Таблица 4. ТМ – значение по мощности двигателя ТС

Тут стоит сделать небольшую оговорку. Как правило, в паспорте машины мощность пишут в киловаттах, а чтобы рассчитывать коэффициент, надлежит знать лошадиные силы, для перерасчёта применяется простая формула: 1 киловатт равняется 1, 35962 лошадиных сил.

Мощность  двигателя (лошадиных сил)Коэффициент
До 500.6
50-701
70-1001.1
100-1201.2
От 120 и до 1501.4
Больше 1501.6

Таблица 5. КС – использование ТС

Срок использования ТС (в месяцах)Коэффициент
3Коэфф. 0.5
4Коэфф. 0.6
5Коэфф. 0.65
6Коэфф. 0.7
7Коэфф. 0.8
8Коэфф. 0.9
9Коэфф. 0.95
10 и болееКоэфф. 1

Таблица 6. КН – наличие нарушений

Какое правонарушение имело местоМножитель
Дача заведомо ложных показаний1.5
Оставление места ДТП
Вождение в нетрезвом состоянии
Намеренное совершение ДТП
Нахождение на месте водителя без разрешения в договоре

 Примеры расчётов

Как пример можно привести расчёт стоимости ОСАГО для легкового автомобиля категории B физического лица возрастом в 22 года и со стажем вождения в 2 года. Транспорт прошёл регистрацию в г. Белгород, страховые возмещения не оплачивались, машиной пользовались другие люди. Мощность этого транспорта составляла 80 лошадиных сил, им пользовались 6 месяцев. Нарушений не было.

Расчёты, напомним, происходят по такой формуле: Т= ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.

Теперь нужно подставить необходимые значения:

Т = 3432 умножить на 1.3 умножить на 0.95 умножить на 1.87 умножить на 1 умножить на 1.1 умножить на 0.7 .

Как результат, стоимость ОСАГО в данном случае получится равной 6103,05 российских рублей.

Это может показаться достаточно сложным и пугающим для неопытного человека, но на деле всё достаточно просто. Во-первых, существуют онлайновые калькуляторы, оптимизирующие многие процессы проверки и расчёта. Во-вторых, имеются даже видеозаписи, наглядно рассказывающие, как самостоятельно рассчитать ОСАГО, как, например, вот это видео от Артёма Алымова:

Вы можете посмотреть его и поучаствовать в обсуждении вместе со всеми желающими, а также прямо там имеются и ссылки на полезные онлайновые калькуляторы.

Как можно получить скидку на страховой полис?

Разумеется, любой водитель будет рад сэкономить. В страховом договоре указываются случаи, когда коэффициент может понижаться на несколько пунктов.

За езду без аварий в прошедший год можно иметь скидку — 5%. Как следствие, чем больше лет не было дорожно-транспортных происшествий, тем сильнее будет и процент скидки и понижается коэффициент КБМ.

Но при покупке новой машины подобная скидка сохраняется.

А какой может быть самая большая скидка на полис ОСАГО? Максимум скидки за безаварийность может достигать 50%. Но для ее достижения шофёр должен добросовестно ездить больше 10 лет.

Здесь стоит предостеречь — некоторые недобросовестные страховщики считают иначе. Нередко можно увидеть около МРЭО микроавтобусы и стационарные вагончики, предлагающие полисы ОСАГО со скидкой до 40%.

Здесь важно понимать — это не по закону!

Когда заключается новый либо продляется существующий договор по обязательному страхованию (АГО), страховщик должен проверить убыточность всех вписанных в полис водителей, пользуясь общей информационной системой.

Конечно, страховщик-посредник просто не может представить ту скидку, которую заявляет, на законных основаниях. Чаще всего просто-напросто продаётся полис ОСАГО обанкротившейся фирмы, а то и вовсе поддельный.

Ни одна страховая компания по такому полису не выплатит, и возмещение нанесённого ущерба будет лишь на виновнике дорожно-транспортного происшествия.

Вывод

Каждый шофёр обязан иметь с собой страховой полис ОСАГО. Не следует забывать, что его отсутствие чревато штрафом от 500 и до 800 российских рублей. В редких случаях, впрочем, этого штрафа удаётся избежать и просто делается строгое предупреждение. Но порядок лучше не нарушать.

Справка: для вычислений имеется базовый тариф, стоимость такого тарифа в зависимости от всех приведённых выше факторов идёт от 870 до 6300 рублей. Главные параметры здесь — это категория транспорта, его тоннаж и количество доступных мест для пассажиров.

Если же подводить итоги относительно главной темы статьи — расчёта суммы страховки, то стоит сделать в заключение важную заметку. Из выше написанного вполне очевидно, что величина страховки не определяется ни маркой машины, ни годом выпуска и т. д.

Подобные вопросы (марка машины, год её выпуска, модель, зачастую даже семейное положение человека) нередко могут задавать страховые компании, но в таком случае стоит проявить бдительность: эти параметры не помогут определить стоимость полиса, а просто являются предлогом для страховщиков при навязывании откровенно лишних услуг (например, КАСКО и страхование жизни и здоровья), а также помогают им собирать и систематизировать информацию о клиентах.

Источник: https://autopravo.club/strakhovanie/osago/formula/

Адвокат 24/7
Добавить комментарий