Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

/ 1994 / Декабрь / 27 / «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждаю Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации Ю.М.ГЕРАСИМОВ

27 декабря 1994 г. N ЦМ-309

1.1. Применение Правил

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно — экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

1.1.2. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, при перевозке опасных грузов необходимо руководствоваться соответствующими разделами Правил перевозок грузов.

1.1.3. Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно — водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно — водном сообщении.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

1.1.4. Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах — цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов).

1.1.5. Грузоотправители, грузополучатели, железная дорога несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством и Уставом железных дорог Союза ССР .

———————————

Проект Устава железных дорог Российской Федерации находится на стадии разработки.

1.2. Классификация опасных грузов

1.2.1.

К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно — разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.

1.2.2. Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:

класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);

класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);

класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

класс 9 — прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико — химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в Приложении 1.

1.2.3. Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19433-88 (см. Приложение 1).

Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опасности (ГОСТ 19433-88).

Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности.

1.3. Допускаемые к перевозке опасные грузы

1.3.1. К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе (Приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 (Приложение 10).

1.3.2. Опасные грузы (кроме указанных в п. 1.3.3), не поименованные в Алфавитном указателе, но сходные по своим химическим свойствам и характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, перевозятся на условиях, указанных грузоотправителем в накладной.

При этом грузоотправитель должен в графе накладной «Наименование груза» указать наименование перевозимого груза в соответствии со стандартом или техническими условиями, сделать под ним отметку: «Груз перевозится на условиях …

(указывается наименование груза, к которому приравнивают данный груз, согласно Алфавитному указателю), АК приложена» и приложить аварийную карточку на перевозимый груз, а также проставить штемпеля.

1.3.3.

Перевозка опасных грузов, которые не могут быть приравнены к грузам, поименованным в Алфавитном указателе, или которые необходимо перевозить в специализированных или арендованных вагонах и контейнерах (в том числе в специализированных) или на условиях, не предусмотренных настоящими Правилами, допускается только по разрешению Министерства путей сообщения Российской Федерации, определяющему условия перевозки на основании ходатайства министерства, ведомства, в систему которого входит предприятие — грузоотправитель, или на основании ходатайства самого предприятия — грузоотправителя, не имеющего ведомственной подчиненности. Указанные ходатайства направляются в МПС России не позднее чем за 6 мес. до начала перевозки.

К ходатайству должны быть приложены в двух экземплярах характеристика груза и аварийная карточка по формам, установленным МПС России (Приложение 3 к настоящим Правилам и Приложение 4 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам), подписанные руководителем предприятия — грузоотправителя и заверенные печатью, и согласие органов Госгортехнадзора.

В случае необходимости по требованию МПС России должны быть представлены стандарты, технические условия и другие дополнительные документы.

1.3.4. Химические реактивы и медицинские препараты из числа опасных грузов перевозятся по железным дорогам на условиях, установленных настоящими Правилами.

1.3.5. Опасные грузы в прямом смешанном железнодорожно — водном сообщении перевозятся только по предъявлении грузоотправителем станции отправления подтверждения о согласии водного транспорта на такую перевозку за исключением грузов, включенных в Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно — водном сообщении.

Грузоотправители в заявках и развернутых планах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно — водном сообщении обязаны указывать особенности перевозки тех или иных опасных грузов.

1.4. Оформление документов

1.4.1. Грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку опасного груза накладную, заполненную в соответствии с Правилами перевозок грузов.

1.4.2. В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен указать точное наименование опасного груза согласно Алфавитному указателю и номер аварийной карточки, например: «Алкилбензол. АК N 3».

Если наименование опасного груза по Алфавитному указателю имеет обобщающий характер, например: «Клеи, содержащие легковоспламеняющуюся жидкость», грузоотправитель должен указать в накладной дополнительно наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями, например: «Клеи, содержащие легковоспламеняющуюся жидкость. АК N 32 (клей гуттаперчевый)».

Если в графе 2 Алфавитного указателя номер аварийной карточки отсутствует, то аварийная карточка должна быть приложена к накладной грузоотправителем. В накладной в графе «Наименование груза» грузоотправитель должен сделать отметку «АК приложена», например: «Алкилфенол. АК приложена».

1.4.3. При предъявлении грузов, допускаемых к перевозке ингибированными, флегматизированными, увлажненными или с определенной концентрацией основного вещества, о чем в Алфавитном указателе сделана соответствующая запись, грузоотправитель обязан в накладной после наименования груза указать его состояние, например: «Цирконий, порошок увлажненный».

1.4.4. В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить предусмотренные для данного груза штемпеля красного цвета. Для грузов, поименованных в Алфавитном указателе, проставляются штемпеля, предусмотренные в графе 7 Алфавитного указателя для данного груза. В вагонном листе аналогичные штемпеля проставляются станцией отправления.

1.5. Сопровождение опасных грузов

1.5.1. Опасные грузы, отмеченные в Алфавитном указателе знаком «**», перевозятся в сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя) или бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением требований настоящих Правил и раздела 21 Правил перевозок грузов.

Без указанного сопровождения вагоны с такими грузами станцией отправления к перевозке не принимаются.

1.5.2.

Проводники, сопровождающие опасные грузы, кроме обязанностей, предусмотренных Правилами, должны знать служебную инструкцию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и следить в пути следования за соблюдением условий и мер безопасности, установленных для этого груза.

1.5.3. Грузоотправитель обязан снабдить проводников и личный состав охраны необходимыми средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, аптечкой, комплектом инструментов, первичными средствами пожаротушения и дегазации, а также необходимыми вспомогательными материалами.

1.5.4.

В случае обнаружения в пути следования неисправности вагона, из-за которой он не может следовать по назначению, вагон отцепляется от поезда, подается на специально выделенные пути и находится под охраной проводника. Если группу вагонов сопровождает один проводник, то от поезда отцепляется вся группа. Устранение неисправности осуществляется под наблюдением проводника в порядке, установленном МПС России.

1.5.5.

При обнаружении в пути следования вагонов с опасными грузами, которые в соответствии с настоящими Правилами должны сопровождаться проводниками грузоотправителя или грузополучателя, но следуют без проводников, они должны задерживаться на станции до прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя). Указанные вагоны устанавливаются на специально выделенных путях станции или в другом безопасном месте, определенном в техническо — распорядительном акте станции (ТРА).

Начальник станции, на которой задержан вагон, должен сообщить грузоотправителю (грузополучателю) через начальника станции отправления (назначения) груза о задержке вагона, а грузоотправитель (грузополучатель) обязан немедленно командировать своих представителей в пункт задержки.

Тара, упаковка и маркировка

2.1.1. Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка».

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

2.1.2. Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично .

———————————

Герметичная тара — тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.

2.1.3. Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п. 2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона.

Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы.

Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.

2.1.4. Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.

2.1.5. Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).

2.1.6. При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

2.1.7. Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном вагоне согласно Приложениям 4 и 5. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество.

Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой.

Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг.

Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества.

2.1.8. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы так же, как при перевозке в крытых вагонах.

2.1.9. Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 15846-79 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».

2.1.10. При перевозке жидких опасных грузов повагонными отправками грузоотправитель обязан помещать в вагоны не менее 1% мест порожней тары на случай повреждений отдельных грузовых мест.

Источник: https://www.lawru.info/dok/1994/12/27/n460805.htm

Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в цистернах. Правила безопасности при перевозке опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

Перевозка грузов по железным дорогам осуществляется по особым правилам. Данные нормативные документы разработаны на международном уровне, периодически претерпевают изменения и корректируются.

Современные Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом введены в 1996 году. Они действуют не только на территории России, но и в других странах СНГ.

Документ обязаны соблюдать все работники дороги и лица, участвующие в отправлении и получении грузов.

Безопасность на железной дороге

Качество работы железнодорожного транспорта в России напрямую связано с развитием промышленности, торговли, хозяйственных отраслей. Железная дорога соединяет центральные регионы страны с самыми отдаленными уголками.

Через нее поступают жизненно необходимые товары и продовольствие, крупные партии материалов для заводов и фабрик. Наконец, сотни тысяч людей совершают деловые поездки и путешествуют поездами.

Потому так важно обеспечивать безопасность перевозок, не допустить возгораний на путях, в вагонах.

Особое внимание уделяется правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. В данном случае необходимо соблюдать особые условия.

К любому грузу должны прилагаться документы на перевозку, в которых указаны его разновидность и описание. Вид опасности устанавливается заранее.

Грузу присваивается тот или иной номер, в соответствии с которым в дальнейшем ведется транспортировка.

Нормативные документы

Специальная документация с правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом используется затем, чтобы не допустить аварий на путях и избежать человеческих жертв.

Нормы и правила разрабатывались в течение долгого времени с учетом всех нюансов.

Отдельным документом регламентированы особенности перевозки нефтебитума и транспортировка груза в совмещенном сообщении, где используется также водный транспорт.

Есть также правила, касающиеся пломбирования контейнеров, заполнения транспортных документов, рассмотрения претензий по проблемам с грузами и транспортом. На деятельность по погрузке опасных грузов обязательно получать лицензию у Ространснадзора. Тема опасных грузов также затронута в специальных рекомендациях ООН.

Существует особый тип грузов, которые могут стать причиной пожаров, загрязнения окружающей среды и прочих бедствий. Они называются опасными и нуждаются в определенных условиях транспортировки и хранения. Все виды опасных грузов распределены на девять классов.

Точно определить вид опасности поможет специальная таблица в приложениях к Правилам перевозки опасных грузов по железным дорогам. Типология довольно сложная, имеет много подвидов и групп. Кроме того, каждому типу груза присваивается некий классификационный шифр.

Например, второй класс включает в себя три подкласса. Все это газы: ядовитые и нетоксичные, воспламеняющиеся. Их помещают в специальные контейнеры, так как есть большая угроза взрыва. Неохлажденные сжиженные газы транспортируют в переносных цистернах с неразборной конструкцией.

Вагоны-цистерны

Цистерны применяют не только для перевозки газов, но и для жидких грузов. Это могут быть и неопасные грузы: продукты питания (например, мука), материалы для строительства. Опасные перевозят в специализированных цистернах. Там есть возможность поддерживать определенную температуру, условия.

Существуют вагоны-цистерны типа «сосуд», жидкость в которых все время находится под давлением. Могут также использоваться специально подготовленные отправителем контейнеры, если к ним прилагается сертификаты качества.

Четкие требования к вагонам можно найти в Правилах перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.

Работники дороги должны быть проинформированы о состоянии арматуры цистерны. Перемещение опасных грузов из контейнера в другой осуществляется на специально отведенной для этой операции территории. Некоторые грузы второго класса (неохлажденные) транспортируют в котле переносных вагонов-цистерн.

Правила перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом в цистернах

В обязательном порядке выполняется маркировка вагонов-цистерн. Если опасный груз был перемещен, а очистка цистерны после него еще не произведена, то указывается наименование: «порожний вагон-цистерна». А после него наносятся сведения о последнем грузе (его класс, подгруппа и добавочные характеристики).

Цистерны с большой вместимостью могут являться составными частями вагон-батареи. Все элементы его крепко сцеплены. За цистернами с опасным грузом должны следовать вагоны прикрытия. Перед транспортированием проверяют работу температурных режимов, давления в контейнере.

Стоит учитывать, что некоторые опасные вещества, относящиеся к разным типам, недопустимо перевозить вместе.

Другие разновидности

Легковоспламеняющиеся жидкости (сероуглерод и другие) помещают в специальные бочки, пробки которых расположены по направлению вверх.

Этот груз имеет третий класс опасности, знак должен быть указан на вагоне. Твердые изделия, которые легко воспламеняются, причисляют к классу 4.1.

Спички безопасные помещают в специальные фанерные ящики, а для изделий из целлулоида подойдет и потребительская тара.

Опасные грузы класса 5 могут также вызвать возгорания и пожар. Потому вагоны для них должны быть тщательно вычищены. Особо строгие требования предъявлены к перевозке веществ токсичных и ядовитых Правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. Их норм класса – 6.1.

К восьмому типу приписаны едкие вещества. В их числе ртуть, азотная кислота. Транспортировка осуществляется с сопровождением, в особой таре с пломбами. Упаковка должна быть тщательно обработана огнезащитным составом. Все прочие грузы, представляющие опасность, относят к классу 9.

Оформление документации

Перевозчик должен заранее позаботиться о выполнении всех условий транспортирования опасных грузов. Должна быть подготовлена накладная со списком всех перевозимых материалов и веществ.

Если в их числе есть те, что представляют опасность, то обязательно сверять с перечнем в нормативном документе. Взрывоопасные товары, относящиеся к первому классу, заносятся в отдельный список, вместе со сведениями по их поставке.

За полгода до этого берется разрешение у государственных структур на осуществление данного вида деятельности.

Кроме накладной оформляют аварийную карточку. В этом документе указывают свойства, правила перевозки опасных грузов жд транспортом и возможные действия по ликвидации аварии на транспорте. На счет-фактуре проставляют красный гриф, указывающий на опасность товара.

Маркировка специальными знаками

Об опасности перевозимого товара должны предупреждать специальные знаки. Маркировка ставится на вагоны и тару. Стандартами регламентирован ее размер, шрифт и цвет – обязательно насыщенный и яркий.

Обозначения являют собой указание на тип груза, например, для легковоспламеняемых газов он зеленого оттенка с черной надписью и картинкой. Для более опасных ядовитых газов выбран цвет, который будет отчетливо заметен на цистерне – белый.

Класс опасности на знаках ставится в нижней части квадрата, угол которого может быть разным, в зависимости от уровня опасности.

Помимо этого используется специальная табличка с номером того же груза по классификации ООН. Туда же помещен цифровой код, являющий собой последовательность действий при экстренной ситуации. Цвет прямоугольника – оранжевый. В дополнение ко всем обозначениям дана аварийная карточка. Маркировка осуществляется перед отправкой, в процессе погрузки.

Возможные последствия

При несоблюдении условий транспортировки грузов, представляющих опасность, могут возникнуть негативные последствия разного рода. К наиболее тяжелым можно отнести взрывы, причиной которых становятся гибель и серьезные людей, повреждение техники.

Огонь может перенестись на находящиеся вблизи здания. Попадание опасных веществ в окружающую среду приводит к загрязнению воздуха, становится причиной отравлений животных и человека.

В результате могут возникнуть серьезные заболевания: дыхательных путей, кожных покровов, кровообращения и др.

Токсичные и инфекционные вещества шестого класса могут незаметно попасть на одежду человека, а через нее – на поверхность тела. В результате появляются симптомы головокружения, повышается температура, что при отсутствии срочного лечения приводит к смерти пострадавшего.

Поэтому даже при обнаружении утечки таких веществ в вагоне меры по обработке должны быть сведены к минимуму, чтобы работник не соприкасался с поверхностью упаковки.

Соблюдение правил перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации – это обязанность всех грузоперевозчиков.

Источник: https://FB.ru/article/335447/pravila-perevozki-opasnyih-gruzov-jeleznodorojnyim-transportom-v-tsisternah-pravila-bezopasnosti-pri-perevozke-opasnyih-gruzov-po-jeleznyim-dorogam-rossiyskoy-federatsii

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам

Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ: Заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Ю.М.Герасимов

27.12.94

Правила перевозок опасных грузов

по железным дорогам

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Применение правил

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

1.1.2. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, при перевозке опасных грузов необходимо руководствоваться соответствующими разделами Правил перевозок грузов.

1.1.3. Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

1.1.4. Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов).

1.1.5. Грузоотправители, грузополучатели, железная дорога несут ответственность за  несоблюдение  настоящих  Правил в соответствии с действующим законодательством и Уставом железных дорог Союза ССР*.

—————-

* Проект Устава железных дорог Российской Федерации находится на стадии разработки.

Глава 2 ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ В КРЫТЫХ ВАГОНАХ

И КОНТЕЙНЕРАХ

2.1. Общие условия перевозки опасных грузов
в крытых вагонах и контейнерах

Тара, упаковка и маркировка

2.1.1. Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка».

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

2.1.2. Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично*.

—————-

* Герметичная тара — тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.

2.1.3. Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона.

Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы.

Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.

2.1.4. Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.

2.1.5. Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).

2.1.6. При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

2.1.7. Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном вагоне согласно приложениям 4 и 5. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество.

Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой.

Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг.

Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества.

2.1.8. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы так же, как при перевозке в крытых вагонах.

2.1.9. Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 15846-79 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».

2.1.10. При перевозке жидких опасных грузов повагонными отправками грузоотправитель обязан помещать в вагоны не менее 1% мест порожней тары на случай повреждений отдельных грузовых мест.

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/pravila-perevozok-opasnyih-gruzov-po-zheleznyim-dorogam-/

Правила жд перевозок опасных грузов

Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации

Перевозка опасных грузов любым видом транспорта требует соблюдения большого количества требований со стороны исполнителя услуги, владельца груза и контролирующих органов.

Учитывается это и при транспортировках железнодорожным сообщением в рейсах по стране и за ее пределами.

Регулирующие документы

При оформлении разрешительных документов и сопроводительных на опасный груз в законодательстве Российской Федерации принимаются ко вниманию следующие документы:

Как известно, опасные вещества могут провоцировать серьезные последствия для окружающей живой природы.

Они вредны:

  • риском возгорания;
  • риском отравления;
  • последствиями, которые могут быть безвозвратными.

Характеристики многих категорий ОГ отличаются чувствительностью к изменениям температуры, что требует обеспечения нужных пределов, ограничения соприкосновения с другими материалами. Это учитывается в установленных требованиях не только для перевозок по России, но и по другим странам.

По указанным причинам многие требования в законодательстве рассчитаны для персонала, водительского состава жд-транспорта.

Маршрут составляется удаленно от населенных пунктов, а скоростные режимы на определенных участках ограничиваются.

Учитываются и особые характеристики груза, к которым применяются специальные условия для транспортировок.

Работники, задействованные в работах, касающихся осуществления подготовки товара, его загрузки, выгрузки и непосредственной перевозки должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Возраст от 21 года.
  2. Перед началом работы обязательно прохождение медосвидетельствования.
  3. Окончание специальных курсов по работе с опасными грузами, аттестация по ним (особо важно проведение внепланового обучения при появлении нововведений).
  4. Получение специального удостоверения на обслуживание специализированных вагонов или контейнеров.

Обязательным является наличие в штате компании, выполняющей работы по доставке опасных грузов, консультанта, специализирующемся на данном вопросе. Процесс обучения проводится в учебном заведении или на курсах подготовки, переподготовки.

Для этого разрабатывается и утверждается программа, содержание которой согласовывается с территориальной инспекцией, контролирующей работу ЖД транспорта Госгортехнадзора. Также в процессе учитываются правила указанной структуры, и МПС РФ.

С периодичностью в год требуется проверка знаний сотрудников. Внеплановая проверка требуется в таких случаях:

  • происходит смена места работы, но не специализация;
  • вносятся изменения в установленную инструкцию;
  • в связи с предписаниями Госгортехнадзора или лиц, ответственных за контроль по техническому состоянию, безопасность вагонов, контейнеров.

Допускаются к самостоятельной работе по обслуживанию вагонов с ОГ или контейнерами сотрудники на основании оформления приказа, разрешающего данный вид работ.

Условия безопасности для вагонов и контейнеров

Для обеспечения безопасной эксплуатации вагонов и контейнеров с опасными грузами допускается использование исправных емкостей.

Принадлежать они могут:

  • объединению;
  • быть в собственности частных фирм;
  • находиться в аренде.

Допускаются к эксплуатации и универсальные вагоны, контейнеры жд-парка МПС РФ. Категория вагонов и контейнеров по типу определена нормативной документацией к данному виду товара.

Перед использованием по назначению необходимо согласование с МПС РФ и Госгортехнадзором России. Особые правила установлены и для перевозки опасных грузов в цистернах.

Перечень необходимых условий:

  1. На вагоны наносится маркировка специальными знаками и надписями, отражающая особенности перевозимого груза, характеристики.
  2. Используется отличительная окраска.
  3. Проверяется исправное состояние.
  4. В день погрузки необходимо провести техобслуживание, проверку на исправность.
  5. При осмотре должны присутствовать сотрудники вагонного хозяйства железной дороги.
  6. Выполняется фиксация данных по осмотру вагонов работниками РЖД.
  7. Для перевозки ОГ 1, 2 класса применяются вагоны с колесными парами подшипников качения, композиционной тормозной прокладкой.
  8. Каждый вагон оснащается дополнительными приспособлениями для выполнения крепежа груза, при этом необходима инструкция по их использованию.
  9. Для безопасных рейсов контейнеры должны соответствовать установленным стандартам и условиям эксплуатации.
  10. Контейнеры должны загружаться товарами согласно их спецификации.

Требования при использовании локомотивов заключаются в обеспечении:

  1. Использования на участке обращения, кроме случаев оформленного разрешения от начальника станции.
  2. Соответствия ПТЭ и госстандартам.
  3. Установленной автоматической сигнализации, устройства измерения скорости, автоскопа и других приспособлений, необходимых для обеспечения безопасности, искроулавливания, маневренной радиосвязи, приспособлений пожаротушения.
  4. Электровозы в обязательном порядке оснащаются противопожарными устройствами по нормам МПС, комплектами АДР согласно требований ДОПОГ.
  5. Проведение планового техосмотра 2 раза в год. Обычно для процедура осуществляется в осенний и весенний период (перед зимой и после нее).

Важно! Бригада по работе со средствами для перевозки опасных грузов обязательно должна не только пройти обучение на соответствующий вид работ, но и испытана на фактические знания правил.

Требования к таре и упаковке

Груз, перевозимый по железной дороге, включая опасный, должен помещаться в тару, быть упакованным в соответствии со стандартами на каждую категорию, ГОСТ 26319-84.

Обязательны условия – исправность, прочность всех видов тары, упаковки, что должно обеспечивать защиту от утечки, высыпания, быть инертным (не вступать в реакцию) с содержимым.

Также должны выполняться другие условия:

  1. Герметичность требуется для ядовитых веществ, легко возгораемым.
  2. Стеклянная тара устанавливается в твердые деревянные, пластиковые, металлические ящики. Пространство между емкостями прокладывается впитывающим материалом, который устойчив к возгоранию. При упаковке небольшими партиями используются картонные упаковки, гофрокартон.
  3. Груз должен иметь обечайку, вкладыши, перегородки, решетки, амортизаторы, прокладки. Ящики подбираются так, чтобы стенки были выше содержимого на 5 см.
  4. ОГ в мешках, картонных ящиках из гофрированной бумаги транспортируется вагонами. При этом упаковка должна быть жесткой. Подходит для этой цели бочки, ящики, металлические или фанерные барабаны.
  5. Не превышать допустимый предел заполнения тары.
  6. Размещать несколько разных по наполнению упаковок с грузом возможно, если это предусмотрено правилами перевозки. Каждый вид упаковывается индивидуально, отделяясь местом в ячейке. При этом общий вес поклажи не должен превышать 50 кг.
  7. Для рейсов в район Крайнего Севера, другие трудные для проезда регионы применяется тара, соответствующая требованиям ГОСТу 15846-2002.
  8. Если перевозится жидкость в вагонах, обеспечивается наличие запасной тары, которая требуется на случай повреждения основной.
  9. Для маркировки ОГ на железной дороге используются нормы ГОСТ 14192-77 и 19433-88.

Документы

В требованиях по наличию документов относительно груза, который планируется перевозить по железной дороге, есть как основные, дающие право выполнять данный вид работы, на содержимое вагонов, и дополнительные, позволяющие использовать тару по назначению, другое.

Они должны быть в наличии у владельца груза, организации, предоставляющей услугу транспортировки и у обслуживающего персонала.

Разрешительные

Одним из основных документов для железной дороги, требующихся для перевозки ОГ, является лицензия.

Чтобы ее получить, требуется собрать пакет документов, в который входит:

  • разрешение из Минтранспорта РФ;
  • разрешение Министерства внутренних дел.

Документы для отправителя груза, предоставляемые за сутки до отправления груза:

  • накладная на груз с кодом ОГ, номер аварийной карточки;
  • разрешение от начальства станции;
  • договор на оказание услуг;
  • путевой лист и бланк маршрута.

После получения разрешения в накладной проставляется дата доставки, срок нахождения на станции.

В накладной указывается:

  • код ОГ;
  • название;
  • номер аварийной карточки;
  • номер по номенклатуре ООН.

Сопроводительные

Перечень дополнительных документов, подтверждающих законность перевозки:

  • свидетельство техсоответствия вагонов;
  • удостоверение о выполнении ремонта, переоборудовании вагона в соответствии с требованиями для перевозки ОГ;
  • акт технической экспертизы для нового вагона.

Скачайте здесь Бланки сопроводительных документов в формате Word.

При перевозке составов с военной техникой или содержимым, относящимся к их ведомству, обязательно сопровождение охраной от отправителя или получателя. В таком случае требуются и дополнительные документы.

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам

Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/opasnye-gruzy/pravila-perevozok-opasnyh-gruzov-po-zheleznym-dorogam.html

Адвокат 24/7
Добавить комментарий