Роттердамские правила о морских грузоперевозках

Правовое регулирование международных морских перевозок

Роттердамские правила о морских грузоперевозках

Международные морские грузоперевозки – это один из наиболее распространенных в международной торговле способов доставки грузов, который осуществляется уже не одну сотню лет, и за это время были разработаны специальные правила, соблюдать которым обязаны все участники международной торговли. Эти правила регулируют перевозку грузов от составления договора (коносамента) и до поставки его в порт.

Что представляет собой коносамент

Коносамент – это договор международных морских перевозок, заключаемый грузоперевозчиком и фрахтователем (грузоотправителем или грузополучателем). В нем прописаны права и обязанности сторон, описание груза и другие относящиеся к транспортировке определенного груза требования.

Положения в коносаменте определяются не только взаимными договоренностями, но и правилами морских грузоперевозок. В коносаменте должны быть условия, при которых груз должен быть доставлен. Указан срок и место его отправки и доставки.

В документе также оговариваются случаи, при которых перевозчик не несет ответственности за поставленный груз.

Международные грузоперевозки осуществляются в соответствии с международным кодексом морской перевозки грузов и со следующими юридическими документами:

  • Гаагские правила.
  • Правила Гаага-Висби.
  • Габсбургские правила.

Помимо перечисленных выше документов, в 2009 году были разработаны новые «Роттердамские правила». Предполагается, что со временем они станут единым сводом правил для всех стран. Единая система упорядочит взаимоотношения, придя на смену прежним, устаревшим стандартам и правилам.

Все перечисленные выше положения, совместно с международным кодексом морских перевозок, создают единую систему правового регулирования и регламентирования международных грузоперевозок. На основании этих положений и документов в международной торговле выработаны законы, определены права и обязанности всех сторон: отправителя, перевозчика и получателя.

Гаагские правила

Этот документ был разработан и принят в мировой практике международных морских перевозок грузов еще в 1924 году в Брюсселе. С тех пор он был ратифицирован в более чем 74 странах мира, в том числе в Великобритании и Нидерландах. Позже в него вносились различные изменения и дополнения.

Гаагские правила, по-другому Брюссельская конвенция, были приняты для того, чтобы унифицировать форму и содержание коносамента, а также определить степень ответственности грузоперевозчика в случае нарушения условий договора.

В документе дается определение таким важным понятиям международных морских перевозок, как перевозчик, договор перевозки, грузы, судно и перевозка грузов. Максимальный штраф за нарушение условий договора, в соответствии с этими правилами, составляет всего 100 фунтов стерлингов за единицу груза, что по современным меркам очень мало.

Правила действуют по всему миру, независимо от того, ратифицировала их или не ратифицировала та или иная страна, если это указано в коносаменте.

В остальных случаях они действуют только в тех странах и между теми участниками, которые приняли и ратифицировали Брюссельскую конвенцию.

Правда, из-за того, что сумма возмещения за утраченный или поврежденный груз слишком мала, правила пришлось сильно редактировать. Так, на основе Гаагских правил были разработаны правила Гаага-Висби.

Правила Гаага-Висби

Текст правил международных перевозок морским транспортом был разработан и распространен в 1968 году. В качестве основы для них послужила Брюссельская конвенция. Была увеличена сумма возмещения за ущерб, которую должен был оплачивать грузоперевозчик.

Была указана специально разработанная для этого валюта – золотой франк. Был урегулирован вопрос перевозки контейнеров и возмещения ущерба, если этот контейнер был поврежден или утрачен. Так, один контейнер был приравнен к единице груза.

Ущерб мог быть возмещен не только в прописанной в правилах сумме, но также определен сторонами коносамента в размере, равном рыночной стоимости груза.

Габсбургские правила

Правила международных морских грузоперевозок были разработаны в 1978 году, так как предыдущие документы не охватывали всех проблем, связанных с регулированием взаимоотношений между перевозчиком и отправителем. Они были разработаны по инициативе ЮНСИТРАЛ на основе предыдущих двух документов – правилах Гаагских и Гаага-Висби.

Гамбургские правила охватывали более широкий круг понятий и больше отвечали требованиям времени и сложившейся обстановке в международной торговле. Было уточнено, в каких случаях грузоперевозчик несет ответственность и когда с него эта ответственность будет снята.

В документе четко прописано, что грузоперевозчик отвечает за состояние груза только с момента его отправки до прибытия в порт назначения.

Это дало возможность устранить проблему с определением ответственности за порчу товара, если она была произведена до или во время погрузки его на корабль.

Роттердамские правила

Роттердамские правила были подготовлены Международным морским комитетом. В дальнейшем созданием документа занималась Комиссия ООН начиная с 2002 и по 2009 г.

11 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла документ и призвала все страны, входящие в состав этой организации, рассмотреть вопрос о принятии и использовании этих правил.

Несмотря на то что эти правила достаточно новые и, по идее, должны отвечать требованиям времени, многие страны не стремятся их ратифицировать и вводить в правовую практику международных перевозок груза морским транспортом.

Все дело в том, что положения этого документа составлены таким образом, что они выгодны только одной стороне и не выгодны другой. Поэтому они были приняты только немногими странами.

Конвенцию подписали всего 16 стран: Дания, Греция, Испания, Нидерланды, Норвегия, Польша, США, Франция, Швейцария, Габон, Гана, Гвинея, Нигерия, Конго, Сенегал и Того.

Обязанности грузоотправителя

В права и обязанности грузоотправителя входит подготовка груза к отправке и составление соответствующих сопроводительных документов. Также он осуществляет оплату услуг перевозчика или аренду судна.

Сначала отправитель заключает договор с получателем о поставке определенного груза. После этого он отправляется к перевозчику для заключения договора о транспортировке. В соответствии с принятыми правилами международных морских перевозок грузов, между ними должен быть составлен специальный договор – коносамент. В нем обязательно должны быть указанные следующие данные:

  • адрес и имя получателя груза;
  • адрес и имя отправителя;
  • наименование порта отправки;
  • наименование порта прибытия груза;
  • срок, в течение которого он должен быть доставлен;
  • состояние груза и тары (как и во что упакован, в каком состоянии находится, к какой категории грузов относится);
  • количество копий договора;
  • дата и место составления договора;
  • подпись перевозчика или какого-либо другого ответственного за перевозку груза.

В документе, по соглашению сторон, могут быть указаны условия, при наступлении которых допустимы задержки поставки. После того как груз будет поставлен на судно, ответственность за его состояние переходит на перевозчика.

Ответственность и права перевозчика

Грузоперевозчик обязан обеспечить доставку груза к месту, указанному в договоре, и в срок. Он обязан соблюдать правила международных перевозок морским транспортом. В соответствии с этими правилами в его обязанности входит:

  • Обеспечить условия для перевозки грузов в целостности и сохранности. Для этого его судно должно быть соответствующим образом оборудовано.
  • Обеспечить безопасность на морском транспорте для пассажиров и экипажа.
  • Содержать морское транспортное средство в хорошем состоянии, регулярно проводить техническое обслуживание и осмотр судна на наличии трещин в корпусе, пробоин и пр.
  • Не допускать утечки веществ при перевозке опасных грузов или нарушения условий их перевозки.

Степень ответственности за нарушение правил зависит от типа груза и вида договора найма судна и прописанных в нем услуг. Так, если это опасный груз, и в случае нарушения целостности тары может пострадать окружающая среда, погибнуть люди, то наказание будет суровым. Транспортировка такого багажа регулируется международным кодексом морской перевозки опасных грузов.

Аренда судна. Виды арендных договоров

Помимо найма судна, существует еще и аренда. Договор аренды (фрахта) – чартер. Это документ, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти груз, а поставщик или получатель обязуется его отправить и оплатить транспортировку.

При этом перевозчик и судовладелец может быть не одно и то же лицо. и структура договора регулируется не только правилами международных морских грузоперевозок, но и национальным законодательством.

Существуют следующие виды арендных договоров:

  • Чартер-партия (рейсовый чартер). В таком договоре прописывается, что капитан и экипаж являются только служащими, а всю ответственность за транспортировку берет на себя не капитан корабля, а судовладелец. Именно он несет расходы на обслуживание судна, в том числе оплату работы экипажа и материальную ответственность за порчу или потерю груза, даже если это произошло не по его вине.
  • Тайм-чартер. При таком виде аренды ответственность за состояние груза несет фрахтователь (отправитель или получатель). Он оплачивает работу экипажа и несет все расходы по обслуживанию судна и транспортировке груза. При этом экипаж подчиняется не фрахтователю, а судовладельцу или капитану корабля.
  • Димайз-чартер. Аренда судна без экипажа. Ответственность за транспортировку и обслуживание судна полностью несет арендатор. Судовладелец не несет никакой ответственности, а только получает арендную плату.

Чартер и коносамент – это не один и тот же документ. Первый используется только в случае аренды судна, второй – при любых перевозках морским транспортом. Но оба документа должны составляться в письменной форме, и их содержание не должно противоречить законодательному регулированию международных морских перевозок: Конвенции (Гамбургским правилам) и международному праву.

Немного об ответственности

Ответственность за нарушение коносамента может быть снята в следующих случаях:

  • в случае пожара, при условии, что причиной возгорания послужил непредумышленный поджог или самовозгорание;
  • забастовка на судне;
  • политической нестабильности (война, революция) в стране, в которую должен быть доставлен груз;
  • нападения пиратов;
  • нарушение тары, которое было выявлено при поставке грузоотправителем на судно;
  • повреждение судна вследствие непредвиденных обстоятельств, например, если корабль сел на мель или был разбит во время шторма.

В первых принятых правилах международных морских грузоперевозок (Гаагские правила) в тексте документа присутствовало еще одно условие, при котором ответственность с грузоперевозчика могла быть снята. Это так называемая «навигационная ошибка».

Но так как с тех пор прошло более полувека и за это время навигационная корабельная техника значительно усовершенствовалась, применение этого правила оказалось под вопросом.

Все больше специалистов по международному праву склоняются к тому, что «навигационная ошибка» является анахронизмом и должна быть упразднена.

Наказание в случае нарушения условий договора

Если порча или потеря груза будет обнаружена и при этом перевозчик не сможет доказать свою невиновность, то он должен будет понести наказание за причиненный ущерб. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Обычно в качестве наказания налагается штраф, который рассчитывается на основании площади, которую занимал груз, или указанной в сопроводительных документах стоимости.

По правилам международных морских перевозок штраф выплачивается в специальной для этого валюте – франках. Один франк равен стоимости 33 граммов золота 900-й пробы.

Однако с учетом современного состояние международных торговых отношений, штраф может быть выплачен в одной из мировых валют: долларах, евро, фунтах стерлингов или йенах. Сумма штрафа рассчитывается по валютному курсу.

Минимальный размер штрафа 100 фунтов, но обычно на недобросовестного перевозчика налагается значительно более крупный штраф.

В случае если из-за действий грузоперевозчика погибли люди или был нанесен непоправимый ущерб окружающей среде, его может ждать уголовное наказание.

Проблемы юридического регулирования морских перевозок

Основная проблема правового регулирования международных морских перевозок заключается в том, что в этой области отсутствует единая правовая система.

Правила, разработанные в Гамбурге, Гааге и Йорке, хотя и существуют, но приняты не во всех странах, осуществляющих международную торговлю и перевозку грузов по морю.

Это создает трудности в определении прав и обязанностей сторон сделки, особенно если в этих странах ратифицированы разные правила и стандарты.

Трудности правового регулирования транспортировки грузов и пассажиров морским путем создает и то, что в некоторых странах национальное законодательство имеет приоритет по отношению к международному праву. Это также создает путаницу.

Более того, использовать правила, установленные почти сотню лет назад, нецелесообразно, особенно учитывая те изменения в технике и международных отношениях, которые прошли с тех пор. Поэтому с 2009 года были разработаны новые правила и стандарты, прозванные «роттердамскими».

И хотя приняли и ратифицировали в основном развитые страны, создатели считают, что эти положения должны быть приняты и использоваться повсеместно. Но большинство стран, в том числе Россия, не спешат признавать их.

Причина – не все положения в этом документе отвечают национальным интересам данных стран.

Источник: https://FB.ru/article/68316/mejdunarodnyie-morskie-perevozki-i-normyi-prava

Особенности морской перевозки грузов

Роттердамские правила о морских грузоперевозках

К числу самых эффективных современных способов перемещения грузов на большое расстояние эксперты безоговорочно относят морские перевозки.

Сравнительно с их конкурентами — транспортировкой автомобильным и железнодорожным способом, а также с помощью самолетов — перевозки морем требуют, как правило, гораздо меньше затрат.

Главное преимущество этого способа грузоперевозок состоит в том, что они не требуют специальной инфраструктуры, что особенно выгодно при перевозке товаров с крупными габаритами.

Правила перевозки грузов морем.

Какой транспорт используется

За тысячелетнюю практику морских грузоперевозок разработан целый арсенал специальных судов, осуществляющих их. Выполняет водный транспорт перевозку самых разнообразных грузов широкого ассортимента. Это зерно, нефтепродукты, всевозможную технику, продукты питания и т. д.

, в том числе крупногабаритные. Морские грузоперевозки требуют наличия широкой сети специальных контейнеров, обладающих мощными креплениями, и других необходимых приспособлений, условий в зависимости от вида, особенностей груза.

Чтобы обеспечить все виды морских перевозок, применяются суда в виде:

  • ролкеров – специально оборудованных судов для целевой транспортировки крупногабаритных грузов, техники, вагонов и др., для чего широко практикуют использование паллет, горизонтальный, вертикальный варианты погрузки грузов и их выгрузки;
  • балкеров – судов, которые при перевозке заполнены углем, песком, зерном, щебнем и иными сыпучими грузами. Такие суда построены в виде огромных ёмкостей, поделенные на автономные отсеки, которые можно герметично закрывать крышками;
  • паромов, являющих собой разновидность ролкеров. Паромы, как правило, построены в виде ряда ярусов, нижние из которых предназначены именно для транспортировки товаров, а верхние могут использоваться также для перевозки, обслуживания пассажиров. На паромах все работы по погрузке ведутся в горизонтальном формате;
  • танкеров, являющихся нынче наиболее востребованными грузовыми суднами для перевозки нефти, произведённых из нее продуктов, сжиженного газа и иных жидких грузов. Тогда грузы закачиваются в танкеры с помощью мощных насосов. Кроме того, с помощью танкеров перевозят сыпучие грузы;
  • контейнеровозов, перевозящих множество специальных контейнеров для перевозки исключительно товаров. Эти контейнеры надёжно крепятся, существуют испытанные практикой чёткие методики их погрузки, размещения на палубе;
  • сухогрузов – судов, предназначенных для транспортировки мяса, рыбы, прочих продуктов питания, а также сухих грузов, разного нестандартного оборудования.

Преимущество сухогрузов в том, что в любом порту они могут проводить погрузку и выгрузку товара автономно, собственными силами.

Преимущества перевозки морским транспортом

Главное, экономически, технологически выгодное преимущество перевозки грузов водным транспортом — это отсутствие потребности специальной инфраструктуры, что особенно выгодно при перевозке грузов с крупными габаритами. По себестоимости перевозок это, чаще всего, самый приемлемый вариант, обладающий к тому же и многими другими достоинствами.

Основными преимуществами контейнерной перевозки, эксперты считают тот неоспоримый факт, что в таком случае гарантируется полная сохранность, а также неприкосновенность товара, размещённого в контейнерах. Однозначное преимущество перевозок морем состоит в их универсальности: они не имеют ограничений ни по объёму грузов, ни по их виду.

Кроме того, контейнеры дают возможность оперативной как погрузки, так и выгрузки товара в морских портах.

Правила перевозки грузов морским транспортом

Транспортные компании разных стран, осуществляя перевозки товаров морем, наработали огромную практику их надёжной транспортировки с помощью специального транспорта.

Разработаны, испытаны и широко применяются на практике разнообразные правила погрузки, разгрузки товаров и других видов грузов, их рационального, безопасного расположения на палубах, в трюмах и других местах для транспортировки.

Морская перевозка грузов в контейнерах обязательно учитывает их специфику. Для этого промышленность выпускает разные варианты контейнеров, разнящиеся между собой по размеру, типам. Наиболее распространенными являются стандартные контейнеры, получившие также название «сухие».

Для работы с тяжёлыми грузами небольших размеров чаще всего применяют комплексы 20-футовых контейнеров, а на объёмные, но лёгкие грузы рассчитаны 40-футовые контейнеры, или, как их еще называют, «высокие».

Кроме того, выделяют и другие типы специальных грузовых контейнеров:

  • имеющих открытую крышу, которые загружаются сверху;
  • рефрижираторных, назначение которых – доставка продуктов питания, иных грузов, для которых нужен особенный температурный режим;
  • танк-контейнеров, предназначенных для транспортировки газообразных или жидких веществ;
  • открытых площадок, с помощью которых перевозятся негабаритные грузы.

В зависимости от нюансов транспортирования есть особенности организации морских перевозок, которые, как правило, непременно выполняются на практике. Также централизованным способом устанавливаются тарифы на стоимость перевозки.

Лицензия

Морские перевозки осуществляются с выдачей, применением специальных лицензий.

Их должны иметь все компании и структуры, которые ведут перевозку грузов морем, погрузочно-разгрузочные работы в портах, сюрвейерское обслуживание судов и другие операции.

Лицензиями на морские грузоперевозки могут обладать как юридические лица, так и индивидуальные бизнесмены, предприниматели. Также они требуются, если осуществляются морские контейнерные перевозки и другие специфические форматы перемещения грузов.

Для получения лицензии на морские грузоперевозки в контролирующее это дело органы предоставляется пакет соответствующих документов. На территории РФ это прерогатива Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Она выдаёт лицензию на 5 лет, после чего её необходимо будет продлевать в установленном законом порядке. Также в централизованном порядке устанавливаются тарифы на стоимость перевозки грузов морским транспортом.

Правила упаковки товара

На основании многолетней практики выработан комплекс правил упаковки товаров при морских перевозках. Их выполнение позволяет обеспечить максимальную сохранность товара независимо от условий погоды, продолжительности его транспортировки. Особенно жёсткие условия при этом предъявляются упаковке товара:

  • каждый участок груза должен иметь деревянную обрешетку, скреплённую, при необходимости, металлической лентой;
  • вся поверхность созданной для перевозки груза обрешётки должна быть покрыта полиэтиленовой пленкой;
  • товар должен быть размещен на паллетах, окружённых по периметру рейками;
  • каждый ящик следует дополнительно укрепить пиломатериалами;
  • для защиты ящиков с товарами от осадков, сырости их охватывают брезентом;
  • перевозка контейнеров морем сопровождается их надёжным укреплением и т. д.

Международная транспортировка

Международные грузоперевозки имеют свою специфику, во многом отличную от условий транспортировки товара внутри отдельно взятой страны. В этом случае существенную роль играют не только особенности транспортного передвижения, глобальные экономики. Экономические, транспортные нюансы в случае международной транспортировки грузов нередко уступают место политическим факторам.

Действуют всевозможные штрафные санкции, запреты и предупреждения, вследствие которых перевозчикам приходится тщательно выбирать, сверять транспортные маршруты, выбирая самые надежные и безопасные.

Среди новых, эффективно развивающихся транспортных морских магистралей следует отметить маршруты в направлении Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, Китая, Турции, Египта и других стран.

Источник: https://econom-trans.ru/mor/morskie-perevozki-gruzov.html

Роттердамские правила о морских грузоперевозках

Роттердамские правила о морских грузоперевозках
Все морские перевозки, что осуществляются на международном уровне, а не только в пределах территориальных вод Российской Федерации, подчиняются определенному правовому режиму.

Рейсы всегда должна регламентироваться правилами, нормативами либо требованиями на законодательном уровне не только одной страны, если перемещение людей либо грузов предполагается за рубеж.

Одним из таких правовых регламентаций являются Роттердамские правила, что на ряду с Гамбургскими правилами либо Положениями Конвенции ООН, являются также весомыми и значимыми в практике.

Когда и кем приняты

Исходя из названия, вполне резонно под Роттердамскими правилами понимать их источник возникновения в городе Роттердаме. Разработаны и приняты они были в период от 11.12.08 года до 2009 года Нью-Йоркской конвенцией ЮНИСТРАЛ (ООН).

Повесткой дня на этой встрече было подписание договоров между разными странами о том, чтобы могла осуществляться частичная либо полная перевозка грузов между странами.

цель преследовалась для создания всеобщего режима, так называемой, отлаженной четко системой перемещения грузов на разных видах морского международного транспорта.
Исходя из функций такого положения, можно предположить, что оно вполне может послужить отличной заменой Гамбургским или Гаагско-Висбийским правилам международных морских путей.

Основные положения Роттердамских правил о морской перевозке грузов

Чтобы хорошо понимать более конкретно, о чем же идет речь в единообразных правилах, нужно просто принять во внимание сначала основные термины и понятия, которыми документ оперирует.
К такому глоссарию относятся следующие основные позиции:

  1. Договор перевозки – это соглашение, при котором за оплату за фрахт перевозчик берет на себя обязательство доставить груз клиента из одной точки в другую.
  2. Перевозчиками являются лица, которые заключаются договора с отправителями грузов.
  3. Грузоотправители – это лица, что заключают договора с перевозчиками.
  4. Грузополучатели – это те, кому, непосредственно, адресовывается доставка.
  5. Транспортная бумага выдается на основании договора, заключенного между перевозчиком и отправителем груза.
  6. Оборотный транспортный документ говорит о приказах, какие возлагаются для исполнения, как на отправителя, перевозчика, так и на получателя.
  7. Электронная запись может передаваться несколькими сообщениями или одним при помощи специальных для этого технических информационных средств и приспособлений – телефонов, смартфонов, интернета.
  8. Груз – все, что перевозчик обязуется по договору перевезти кроме людей.
  9. Судно – любой морской корабль, теплоход и прочие виды транспортных средств, перемещающихся по морю.

Соглашение перевозки способно распространятся не только на морские перемещения, но также и применение иных видов транспорта.

Это очень удобно в тех случаях, когда заказчику требуется воспользоваться полным пакетом услуг, которые сегодня на рабочем языке звучат как – «доставка под ключ», «грузоперевозки от двери до двери», «с доставкой на адрес» и другие похожие варианты.

Такая международная перевозка грузов морским транспортом может потребовать еще и дополнительное вовлечение автомобильного, железнодорожного и даже воздушного видов средств передвижения.

У грузополучателя в обязательном порядке при приеме доставленного груза должно быть на это право.

Наделяется таким правом приемщик следующими способами:

  • посредством заключения соглашения с отправителем;
  • наличием экземпляра любого сопроводительного транспортного документа – например, накладной;
  • предварительно оформленной электронной записью на сайте отправителя, перевозчика либо агентских транспортных контор.

Основными положениями Роттердамских правил являются следующие особенности:

  1. Только международные морские перевозки с наличием (либо отсутствием) использования дополнительно иных видов транспорта.
  2. Множественность поля юрисдикции – есть такая возможность у сторон договора, заключить отдельное соглашение об исключительном праве выбирать суд при спорных моментах, а также заключать соглашения арбитражного правового поля.
  3. Оформление документации и проведение организационных мероприятий по перевозке грузов в разные страны можно будет регулировать также путем обмена электронными сообщениями.

Из перечисленных основных положений, гармонично дополняющих другие Конвенции, можно делать вывод, что Правила будут распространяться только на договоры транспортных перевозок грузов, в которых обозначены пункты маршрута, что лежат в территориальных границах разных государств.
К таким пунктам относятся: места для получения, погрузки, сдачи и разгрузки товаров, материалов, и прочего имущества отправителя.

Сфера действия

Согласно Роттердамских правил (далее – Правила), доставка грузов производится в точки маршрутов, находящихся в разных государствах. Это значит, что использоваться будут порты, их снаряжение, оборудование и персонал разных стран.


Поэтому такие положения никаким образом не распространяются на перемещения морского транспорта внутри какой-либо одной страны. Также они не касаются иных видов транспорта, что используются сугубо в качестве внутреннего маршрута.

Кроме всего прочего, они еще не влияют на перевозку пассажиров и их багажа. Поэтому вывод прост – Роттердамские правила сугубо контролируют и регламентируют грузовые международные перевозки по морю или иными видами транспорта.

Следует отметить также одну важную деталь – эти правила рассматривают остальные виды средств и области транспортного передвижения исключительно как дополнительные – в дополнение к морским рейсам.

Ареал маршрутов перевозок по водной глади грузов может такими правилами рассматриваться не только морской, но и с захватом некоторых участков речных акваторий.

Все зависит от специфики определения маршрута и конечного пункта назначения к доставке груза.

Роттердамское положение не будет также рассматривать судна, получателей или отправителей груза, а также перевозчиков, их экипаж в качестве национальных объектов (об этом говорит ст. 5 Правил).

Ответственность за сохранность груза

Момент, когда на перевозчика возлагается обязанность хранить и оберегать груз в пути, а также при погрузке и выгрузке, наступает в день и час получения груза и оканчивается в день и час сдачи его получателю.

При подаче исков в суд заказчиком, ему понадобиться как минимум иметь веские доказательства того факта, что нарушение условий договора фрахтования произошло в период, когда наступила ответственность перевозчика.

Ответственность перед второй стороной договора за груз (имущество) клиента у компании перевозчика заключается в следующих функциях:

  • обеспечивает сохранность имущества отправителя (получателя) от утери;
  • следит за целостностью груза на протяжении всего пути до самой передачи его получателю;
  • не допускает никаких неоправданных задержек доставки груза;
  • проводит надлежащее оформление всех необходимых бумаг со своей стороны, которыми груз должен сопровождаться;
  • следование всем требованиям и норм по технике безопасности при обращении со специфическими грузами (например, провоз животных или опасных легко воспламеняющихся веществ).

Недостачи, порча или повреждение груза при погрузке-выгрузке, либо в пути – это и многое другое может расцениваться как нарушение условий соглашения.

Судами могут вменяться различные меры наказания потому, что они будут обуславливаться нормативами той страны, в которой будет рассматриваться дело.

Однако всегда определение суммы штрафа будет исходить из рыночной стоимости всего груза и причиненного ущерба.

Если же перевозчику удастся доказать свою невиновность, тогда он полностью может быть освобожден от ответственности (либо частично, в зависимости от того, как решит суд).

Альтернативными доказательствами отсутствия вины перевозчика могут служить следующие обстоятельства, возникшие во время пути следования судна по морю:

  • фактор возникновения силы непреодолимого характера;
  • несчастные случаи и их риски;
  • военные действия, в поле которых попало грузовое судно (сюда же относится и пиратство, терроризм либо некие народные непорядки и волнения);
  • ограничение в связи с карантинными условиями, выдвинутыми другим государством, из-за чего произошла задержка доставки заказа;
  • случайные пожары на корабле;
  • неожиданные дефекты, которых нельзя было определить перед отправкой в море и которые могут повлечь за собой порчу груза;
  • мероприятия сотрудников портов, такие как – забастовки, локауты или иные приостановления рабочего процесса, которые также спровоцировали задержку доставки груза не по вине перевозчика;
  • негативные действия либо бездействие получателя груза;
  • произошедшая убыль количества, объема груза в виду его специфики или недостатков тары, упаковки, контейнеров, в которых груз был уже доставлен отправителем к погрузке;
  • несоответствие маркировки содержимому пакетов, тары либо иной упаковки, что была произведена отправителем, либо посредником, несущим ответственность за маркировку;
  • спасение утопающих либо иных лиц (экипажа, например), кому угрожала опасность на море, равно как и попытки спасти чью-то жизнь в ущерб условиям договора перевозки;
  • объективные меры либо попытки их реализации избежать загрязнения окружающей природной среды в ущерб условиям перевозочного соглашения.

Возникновение несчастных случаев, либо наличие предпосылок к этому может рассматриваться также как невиновность перевозчика, если последнему пришлось нейтрализовать часть груза отправителя в целях сохранения безопасности своего экипажа и остальной части груза.
Так примеру, капитаном грузового корабля в пути была замечена опасность возгорания горючего вещества, являющегося грузом клиента, поэтому ему пришлось ликвидировать одну из бочек с таким веществом.

Транспортные документы

Самым главным условием для того, чтобы на взаимоотношения перевозчика и отправителя начали влиять Роттердамские Правила, является обязательное составление договора перевозки груза морским транспортом по международному маршруту.

Транспортный документ в обязательном порядке должен не только раскрывать суть самого груза, его специфики и параметров, но также и содержать информацию о получении договора перевозки.

Электронная запись информирует заказчиков о получении перевозчиков их груза для доставки по морю, а также о том, что договор для исполнения имеет свои особенности, либо сама электронная запись может быть таким договором.

Как решаются споры

Чтобы можно быть разрешать споры на международном уровне, возникшие зачастую из-за порчи имущества заказчика, либо при иных нарушениях договора перевозки, следует сначала заключить отдельное соглашение.
Этот документ должен отражать основную идею того, что каждая из сторон вправе будет сама выбрать тот или иной суд для урегулирования спора.

Если после окончания действия договора грузоперевозки прошло уже 2 года, то никакие дела, связанные с этой доставкой груза, не будут приняты во внимание ни одним судом.

Так Роттердамские правила определяют срок исковой давности по всем странам-участницам в этом соглашении.

Ратифицированы ли в РФ и почему

На сегодня правила Роттердамской Конвенции действуют не во всех странах, а в некоторых, проявивших инициативу ее подписать, она еще пока даже не вступила в силу.

Всего первоначально государств-подписантов насчитывалось в количестве 16 стран, но со временем это число достигло 24 стран.

В этом числе Россия пока не фигурирует и, судя по работе Правительства РФ и законодателей – она в ближайшем будущем даже не собирается становиться участницей этой Конвенции.

В некотором смысле можно сказать, что эти правила по урегулированию международных морских грузоперевозок, призванные постепенно устранить влияние других Конвенций, являются относительно новыми и не отработанными до конца.

Основная задача объединения всех ранее изданных Конвенций и Правил международного правового поля относится к разряду достаточно оптимальных подходов.

В перспективе такие Правила могут сыграть существенную роль в экономической судьбе какой-либо страны.

Одно только позитивное настроение давать зеленый свет сторонам транспортного договора выбирать подходящую судебную инстанцию, уже говорит о некотором удобстве в урегулировании спорных моментов. И, тем не менее, говорить, что эта система нынче работает в полную силу, пока не приходится.

: Обзор изменений в правила международных перевозок грузов третьих государств с 17.04.2017 года

Источник: http://avtourist-DTP.ru/rotterdamskie-pravila-o-morskix-gruz/

Адвокат 24/7
Добавить комментарий